г. Москва

Способы постановки звука “ш” у ребенка

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Какие методы можно использовать для научить ребенка произносить звук «ш»?

Среди различных речевых нарушений, искаженное произношение звука «ш» встречается часто, поэтому его своевременная постановка и автоматизация позволит избежать более обширных логопедических проблем. Именно он служит основой для остальных шипящих.

Включение «ш» в активную речь происходит в возрасте 3–5 лет. Сперва он слышится смазанно, похоже на свистящий «с». Причинами отставания могут быть проблемы анатомического характера: с прикусом, уздечкой, подвижностью нижней челюсти, высоким небом. Играют роль проблемы со слухом, памятью, вниманием. Если ребенок долго не отучается от соски, это может испортить прикус и привести к искаженному звучанию шипящих.

Специалисты нашего Центра советуют учитывать и еще один важный фактор: повторение за взрослыми людьми, у которых есть манера коверкать слова, обращаясь к ребенку. Речь должна звучать правильно как у родителей, так и у старших братьев и сестер.

Виды нарушений произношения и их диагностика

Сигматизм (искажение шипящих звуков) имеет различное происхождение. Прежде чем заниматься постановкой звука «ш» у детей, необходимо определить причины и глубину проблемы. При обследовании ребенка специалистом оценивается сформированность речевых компонентов. Проблема со звуком «ш» может развиться из-за разных факторов, каждый из которых приобретает ключевое значение. В логопедической практике перед постановкой звука «ш» определяются такие варианты нарушения:

  1. Межзубное положение кончика языка. Из-за этого проявляется шепелявость.
  2. Боковое положение. Ребенок поворачивает язык на ребро, звук хлюпает.
  3. Носовое произношение. Задняя часть языка соприкасается с мягким небом. Опускаясь, оно оставляет проход в нос.
  4. Формирование звука между губ и зубов. Ребенок произносит «ф» вместо «ш».

Проводя обследование, логопед оценивает внешний вид речевого аппарата: активность губ, языка, прикус, мимику, дыхание. Большое значение придается тонусу мышечного аппарата, слуха, способности осознанно воспринимать чужую речь.

Прежде чем заниматься постановкой шипящих звуков у детей, врач проводит несколько диагностических упражнений. Успех такой проверки зависит от умения наладить правильный контакт. Ребенка просят изобразить различные эмоции, чтобы оценить развитость мимики. Стандартный набор включает приемы:

Получив результаты, логопед разрабатывает методы поэтапной постановки звука «ш» исходя из индивидуальных особенностей маленького пациента. Также могут использоваться стандартные варианты, принятые в логопедической практике.

Основы работы по коррекции произношения

Какие бы способы постановки звука «ш» не использовались, нужно добиться правильного положения артикуляционного аппарата. Губы скругляются и выдвигаются вперед и чуть вверх, как рупор. Расстояние между зубами около миллиметра. Язык складывается чашечкой. Воздух проходит свободно, оставляет ощущение тепла. Размыкаются связки, выходит мягкое «ш».

При неправильном произношении занятия проводятся поэтапно, в строгой очередности. Этот комплекс позволяет не только скорректировать проблему, но и выработать у детей привычку разговаривать правильно. Занятие строится по следующим этапам:

  1. Гимнастика для правильной работы артикуляции и постановки четкого звука «ш». Строится по принципу усложнения: от сворачивания языка в трубочку — к приемам «прячем конфету», «желобок», «чашечка» и других, позволяющих отработать правильное положение языка.
  2. Постановка «ш» на основе других звуков. Например, сперва долгий «с», потом изменение на протяжное «с-а» и переход на «ш-а».
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Закрепление пройденного. На этом этапе упражнения для звука «ш» заключаются в поисках буквы на картинках, разучивании стишков, произнесении закрытых и открытых слогов, формировании рассказа.

Занятие всегда начинается с разминки, которая должна занимать не менее пяти минут. В процессе урока используются игры, стихи, короткие скороговорки. Какие бы упражнения ни использовались при постановке шипящего звука «ш», для достижения результата родителям следует повторять пройденный материал и дома. Обязательно выполнение гимнастики. Если имеются нарушения тонуса мышц языка, полезно назначение логопедического массажа.

Справиться с дефектом без опыта работы над проблемой довольно трудно. Поэтому Центр детской речевой неврологии и реабилитации «КиндерВелт» предлагает помощь специалистов. Но напоминаем, что без терпения и настойчивости мамы и папы сложно закрепить достигнутые результаты. Нужно вовремя посещать детского ортодонта, правильно разговаривать самим и поощрять даже самые маленькие успехи своего малыша.