Только до 26.11.2024
cтоимость консультации врача-невролога всего за 2490 руб. 3500 ₽
Сон — важнейшая физиологическая потребность человека, благодаря которой происходит упорядочивание полученной за день информации, выведение продуктов обмена, подготовка к продуктивной деятельности. Особенно важен полноценный сон в детстве, когда происходит активная познавательная деятельность, количественные и качественные изменения в центральной нервной системе, рост и развитие всего тела. Дефицит сна провоцирует нервные расстройства, патологии сердечно-сосудистой системы, нарушения иммунитета и провоцирует нарушения правильного физиологического развития головного мозга.
Взрослому обычно для полноценного отдыха достаточно 8-10 часов ночного сна в зависимости от рода профессиональной деятельности, в то время как новорожденный младенец спит большую часть суток, бодрствуя только в период кормления и гигиенических процедур. К месячному возрасту периоды бодрствования становятся продолжительнее и составляет по совокупности до 4 часов, в которые малыш эмоционально общается со взрослыми, изучает окружающий мир. В раннем возрасте, который длится от 1 до 3 лет малыши нуждаются не менее чем в двенадцатичасовом суточном сне, состоящим из двух периодов. Дневной сон должен быть от 1 до 3 часов.
Детям дошкольного возраста требуется не менее 10-11 часов суточного сна. Желательно что бы был дневной сон не менее часа.,. Младшим школьникам для восстановления хватает 10 часов ночного сна, однако три из них желательно, чтобы приходились на период до полуночи. Что касается подростков, то здесь нормы приближены к взрослым параметрам, однако надлежит учитывать степень интенсивности интеллектуальных нагрузок: чем длительнее и сложнее занятия умственным трудом, тем больше часов требуется на отдых.
Существует всего две основные причины нарушений сна в детском возрасте: физиологическая и психологическая. Так, если трудности засыпания обусловлены болевыми ощущениями, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушениями процессов торможения в коре больших полушарий, то принято вести речь о физиологических факторах, устранение которых требует обязательного обращения за медицинской помощью и комплексного терапевтического воздействия.
Гораздо чаще расстройства сна объясняются психологическими факторами. Если ребенок гиперактивен, возбудим и эмоционален, его нервная система труднее переходит в режим отдыха и уложить такого малыша — настоящая проблема. Однако в таком случае достаточно скорректировать режим дня и более внимательно относиться к его видам деятельности и тщательно соблюдать вечерние ритуалы, чтобы минимизировать сложности с переходом ко сну.
Что касается негативных последствий нарушения сна в детском возрасте, то в первую очередь они касаются умственного развития малышей. Именно в фазе глубокого сна происходит усвоение информации, мышцы и нервная система «перезагружается», происходит активный рост клеток, в том числе в центральной нервной системе. Неглубокий, прерывистый сон чреват нарушениями функции коры больших полушарий и дегенерацией интеллектуальных процессов, в результате чего происходят различные нарушения функционального состояния ЦНС (тики, заикания, задержки развития и подобные нарушения).
Организуя сон ребенка, важно помнить, что нельзя ориентироваться только на продолжительность отдыха, так как его качество играет куда большее значение. Качественный, то есть полноценный сон подразумевает:
При этом полноценный сон, начиная с трехлетнего возраста, не должен прерываться, в том числе на пробуждение для удовлетворения физиологических потребностей.
Дети весьма чувствительны к соблюдению режима дня и даже незначительные отклонения от установленного графика чреваты нарушениями поведения, которые могут выражаться в чрезмерной плаксивости, апатии или даже агрессии. Существует 5 «золотых» правил, как уложить даже самого непоседливого и капризного ребенка спать.
В вопросах организации детского сна нет строгих правил и самое главное здесь — учитывать особенности конкретного ребенка, не копируя подходы и режим, принятые в других семьях. Важно создать такие условия, в которых дети будут спокойно, без нервозности и конфликтов засыпать, просыпаясь бодрыми и в хорошем настроении. Поэтому, если пятилетний малыш наотрез отказывается спать днем, при этом не проявляет признаков усталости или неадекватного поведения в вечернее время, значит ночного сна ему вполне достаточно и принуждать его, провоцируя негативизмы, не следует.
Все чаще родители, обращаясь в медицинские учреждения с жалобами на поведение или развитие своего ребенка, слышат слова «особенности развития». У такого положения две причины. Во-первых, изменилась точка зрения медицины на многие поведенческие проблемы. Многие дети из тех, кто раньше считался невоспитанными хулиганами, признаны нуждающимися в медицинской помощи. Во-вторых, ухудшилось состояние здоровья как родителей, так и детей. Стало больше генетически обусловленных заболеваний.
Дети с особенностями развития нуждаются в систематической специализированной медицинской помощи, которую, к сожалению, не может в должном объеме обеспечить государственное здравоохранение. Одно из учреждений, способных помочь — Центр детской речевой неврологии и реабилитации «КиндерВелт» в Северном Медведково города Москвы.
В Центре разработана методика помощи детям с нарушениями речи, поведения, интеллекта. Она основывается на выявлении причин, которые вызвали проблему, и их коррекции. Это главное отличие Центра от других подобных учреждений как в России, так и в мире. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, которая учитывает особенности его нервной системы. Она состоит из нейрофизиологического, педагогического и аппаратного компонентов.
Работа с причиной заболевания помогает добиться значительных улучшений у детей, страдающих аутизмом, расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, задержками развития, в том числе обусловленными генетически.
Запишитесь на консультацию через форму на сайте и получите 5% скидки!