г. Москва

Почему ребенок выбирает один и тот же маршрут при прогулке?

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Одним из главных признаков аутизма и других нарушений развития называют навязчивое поведение, которое бросается в глаза родителей еще до подтверждения диагноза. Оно преимущественно выражается в ежедневных ритуалах, которые становятся для малыша традицией и повторяются регулярно.

Любое вмешательство родителя и попытка разнообразить рутину ребенка рискует обернуться серьезной истерикой. Многие родители жалуются на четкий маршрут, которому начинает следовать ребенок в процессе прогулок. Попытки изменить привычную дорогу воспринимаются малышом негативно. Но по какой причине дети ведут себя именно так и насколько нуждаются в коррекции своего поведения?

 

Почему ребенок не хочет менять маршрут

Предпочтение ребенком только одного маршрута для прогулки предполагает различные объяснения, обусловленные его развитием и потребностями. Малыши, особенно те, у которых диагностирован аутизм или другие нарушения, часто нуждаются в предсказуемости и устойчивости окружающей среды.

Для них знакомый маршрут уменьшает тревожность, а знания и уверенность, что места и события будут происходить в ожидаемом порядке, создают ощущение безопасности и контроля. Специалисты выделяют несколько причин, которые побуждают ребенка с нарушениями развития к повторяющимся ритуалам. Среди них можно отметить следующие:

  1. Потребность в контроле. Дети с нарушениями развития часто сталкиваются с прозопагнозией (отсутствие способности узнавать лица), а также другими нарушениями зрения и слуха. Ребенок вынужден узнавать окружающий мир по другим признакам, что приводит к постоянному стрессу. Потребность в контроле над ситуацией, когда ребенок не может доверять собственному восприятию мира, приводит к появлению навязчивых действий.
  2. Чувство защищенности. Особенно ярко это можно проследить в маршруте, который становится для ребенка привычным. Любые попытки сменить дорогу вызывают у него тревожные мысли, что приводит к негативной реакции. В повседневной жизни это можно заметить в повторяющихся действиях (выбор одинаковых игрушек, использование одной посуды, повторяющийся просмотр любимого мультфильма и другие).
  3. Дополнительная стимуляция. Одна и та же дорога кажется ребенку знакомой и безопасной. В результате он повторяет маршрут на протяжении каждой прогулки. Если ребенок решит изменить дорогу, у него появится ощущение, что он сделал что-то неправильно.

Повторяющиеся действия не всегда связаны с серьезными нарушениями развития. Поставить диагноз сумеет только специалист после тщательного обследования. Задача родителей заключается в том, чтобы минимизировать стресс, который окружает ребенка. Негативные переживания усугубляют навязчивое поведение, побуждая ребенка «искать поддержки» в подобных повторяющихся действиях.

 

Как помочь ребенку избавиться от навязчивого поведения

Повторяющиеся действия помогают ребенку успокоиться, обрести контроль над ситуацией. Помимо профессиональной помощи, содействие родителей может сыграть на решение этой проблемы:

  1. Смена условий. Постепенная смена маршрута не будет воспринята ребенком так остро. Также следует отказаться от игрушек, любимых предметов и других объектов, которые задействованы в повторяющихся действиях.
  2. Содействие. Если ребенок отказывается менять дорогу, можно перейти в общении с ним в игровую форму и попытаться найти новый маршрут. Достаточно заинтересовать малыша, чтобы переключить его на что-то новое. Важно избегать давления в случае отказа.
  3. Стресс. Родители часто стремятся выстроить распорядок дня ребенка так, чтобы избежать повторов в действиях. Это приводит к стрессу и только усугубляет положение. Специалисты советуют первоначально нейтрализовать любые негативные эмоции, создать комфортную для малыша обстановку.

Родителям нужно научиться договариваться с ребенком, идти на уступки и пытаться найти компромисс. Это позволяет избежать стресса, который ведет к дополнительной нагрузке на восприятие и негативным последствиям.

Если проблема сохраняется, и навязчивое поведение не уменьшается, рекомендуется обратиться за помощью к психологу или другому специалисту. Они изучат ситуацию, предложат дополнительные стратегии и инструменты, которые помогут малышу справиться с этим навязчивым поведением и научиться гулять по разным маршрутам без тревоги и страха.

Коррекционная работа направлена на постепенное преодоление навязчивого поведения и помощь ребенку в расширении своих возможностей. В рамках занятий применяются методы систематической десенсибилизации и постепенного внедрения новых элементов и объектов в привычный маршрут, проводится наблюдение за тем, что именно привлекает внимание ребенка и как можно использовать эти предпочтения в процессе коррекции.