г. Москва

Ребенок все понимает, но не говорит — что делать?

Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

«Он не говорит, но все понимает!», — одна из самых распространенных ошибок родителей. До определенного момента они действительно не понимают, почему их ребенок отстает в развитии речи. В результате они не замечают очевидных проблем с речевым развитием и зачастую даже не догадываются, что у ребенка задержка речевого развития (ЗРР) — расстройство, которое требует безотлагательного решения. Ведь чем раньше начать коррекцию, тем лучших результатов можно ожидать. Как правило, если малыш не говорит к трем годам, только тогда родители обращают на это внимание и начинают бить тревогу.

 

Почему такое случается

Одной из наиболее распространенных проблем в развитии ребенка является ситуация, когда он понимает речь окружающих, но сам не выражает свои мысли и не говорит. Это со временем вызывает справедливое беспокойство и тревогу у родителей, поскольку коммуникация является одним из ключевых аспектов развития малыша.

Однозначно насторожиться следует в том случае, когда к трем годам ребенок:

Причины отсутствия у него экспрессивной речи бывают разными и могут быть обусловлены как внешними факторами, так и внутренними, связанными с работой мозга и нервной системы.

К внешним причинам относятся:

  1. Травма или повреждение мозга: посттравматическое расстройство речи способно привести к трудностям в выражении своих мыслей и чувств.
  2. Нарушения слуха: дети с врожденным дефектом слуха испытывают трудности в понимании и произношении слов, которые затрудняют экспрессивную речь.
  3. Проблемы в артикуляции: некоторые дети рождаются с анатомическими особенностями речевых органов или моторными нарушениями, которые затрудняют им произношение звуков и слов.
  4. Психологические факторы: стресс, тревога, депрессия и другие психологические состояния негативно влияют на экспрессивную речь и провоцируют ее расстройства.

Внутренние причины включают:

  1. Неврологические нарушения: некоторые неврологические состояния (инсульты, деменция, болезнь Паркинсона и другие) повреждают части мозга, ответственные за управление речью.
  2. Задержка развития речи: приводит к трудностям в экспрессии мыслей и чувств.
  3. Наследственность: генетические факторы играют роль в расстройстве экспрессивной речи, особенно в случаях наследственных речевых нарушений.
  4. Травматические эмоциональные ситуации: потеря близких, насилие или другие тяжелые эмоциональные переживания способны временно или постоянно повлиять на экспрессивную речь.

Эти причины взаимодействуют и влияют друг на друга, что делает диагностику и лечение нарушения сложным и продолжительным. При очевидном расстройстве экспрессивной речи у ребенка рекомендуется обратиться к специалисту, например, логопеду или неврологу, для проведения диагностики и выбору наиболее подходящего плана коррекционной работы.

 

Какие проводятся коррекционные мероприятия

Притупить бдительность родителей может даже тот факт, что ребенок достаточно хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, — они решат, что интеллектуально он для своего возраста развит достаточно. А между тем, если проблемы сохраняются после достижения им трехлетнего возраста, то это серьезное основание обратиться за профессиональной помощью.

Врачи и педагоги специализированных центров применяют в работе с психоречевыми нарушениями у детей эффективные методы восстановления и улучшения экспрессивной речи:

  1. Логопедические упражнения: направлены на развитие и улучшение экспрессивной речи, включают работу с силой и скоростью произношения звуков, артикуляцией и ритмом речи.
  2. Речевая терапия: индивидуальные или групповые занятия с целью развития и улучшения экспрессивной речи у детей включают упражнения на расширение словарного запаса, обучение правильной грамматике и синтаксиса, развитие навыков слушания и общения.
  3. Использование технических средств: использование коммуникативных карт или досок, аудиозаписей и видеозаписей для обучения и практики, различных приложений и программного обеспечения, которые помогают улучшить и восстановить экспрессивную речь.
  4. Развитие зрительно-моторных навыков: упражнения по координации глаз и рук помогут обучиться использованию языка жестов для передачи сообщений, поддержания вербальной коммуникации или развития навыков чтения по губам.

Важной частью коррекции расстройств экспрессивной речи является поддержка и понимание близких людей. Они должны оставаться терпеливыми, постоянно стимулировать малыша к выражению своих мыслей и чувств и создавать условия для практики и общения. Успех не заставит себя ждать!