г. Москва

Ребенок говорит только несколько слов: что делать?

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА ЛОГОПЕДА И НЕЙРОПСИХОЛОГА СО СКИДКОЙ 15%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Бывает, что ребенок в два или три года вполне себе смышленый и активный, но говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием. «Что это, физиология или патология?» — задаются вопросом обеспокоенные родители. Причиной словарного запаса ниже усредненной нормы у малышей двух-трехгодовалого возраста может быть недостаточная стимуляция речи или задержка в психоречевом развитии.

Поэтому для того чтобы родители не мучились в догадках, лучше проконсультироваться с врачом или специалистом в области развития ребенка. Только профессионал сможет адекватно проанализировать и оценить ситуацию, предложить необходимые рекомендации или помощь.

 

Плохо разговаривает — стоит ли беспокоиться

Если у ребенка наблюдается значительная задержка речевого развития или если есть основания полагать, что проблема связана с заболеванием или нарушением здоровья можно обратиться к речевому терапевту, который выявит причину и подберет оптимальный вариант коррекционного курса.

Среди наиболее распространенных причин, почему ребенок говорит только несколько слов, специалисты профильных направлений называют следующие:

  1. Задержка речевого развития: некоторые дети развиваются в речи медленнее других, возможно, из-за проблем с моторикой речевых органов, слухом или когнитивным развитием, которые затрудняют способность выражаться словами.
  2. Отсутствие стимуляции: если родители не уделяют достаточного внимания на развитие его речи, то это препятствует прогрессу в освоении языка.
  3. Отсутствие общения с ровесниками: когда у малыша отсутствует возможность общаться и играть с другими детьми, его речевое развитие замедляется, поскольку взаимодействие с детьми одного возраста помогает им усваивать новые слова, учатся применять их в разных контекстах.
  4. Расстройства развития: отдельные расстройства, такие как аутизм или синдром Дауна, сказываются на речевом развитии — затрудняют способность использовать и понимать слова.
  5. Сенсорные или коммуникативные проблемы: некоторые дети испытывают трудности с коммуникативными или сенсорными навыками, что приводит к ограниченному использованию слов. Например, дети с аутизмом или другими коммуникативными нарушениями затрудняются выражать свои мысли, формулировать идеи.

Причиной позднего начала развития речи у ребенка становятся некоторые заболевания или проблемы со здоровьем — проблемы со слухом или задержка развития речевых органов. Во всех перечисленных случаях рекомендуется обсудить это с педиатром или специалистом в области детского развития для проведения соответствующей оценки и получения профессиональной помощи.

 

Методы коррекционной работы

Если ребенок умеет говорить только несколько слов, значит, его речевое развитие требует коррекции и дополнительной поддержки. Коррекция ограниченного словарного запаса требует терпения, постоянной практики и поддержки.

Специалисты рекомендуют следующие методы коррекционной работы, которые помогут повысить уровень речи у ребенка:

  1. Расширение словарного запаса: знакомство с новыми словами, их значениями и звучанием с использованием различных сюжетных игр, книг или картинок.
  2. Развитие фонематического слуха: игры и упражнения, которые развивают звуковое восприятие и дифференциацию звуков речи. Например, попросить найти предметы, названия которых начинаются на определенный звук, или сыграть с ним в игру «угадай слово по звуку».
  3. Развитие грамматических навыков: постепенное введение грамматических правил и конструкций в речь с целью помочь ребенку образовывать простые предложения, используя правильные формы глаголов, местоимений и препозиций. Использование простых схем и моделей предложений облегчит понимание и использование грамматических правил.
  4. Стимулирование коммуникации: помощь в развитии навыков общения и инициативы путем открытых вопросов, чтобы он мог выразить свои мысли и идеи, при этом поощрять его использовать речь для коммуникации с другими людьми, проводя время с ровесниками или участвуя в групповых занятиях.
  5. Использование средств поддерживающей коммуникации: различные средства альтернативной коммуникации — картинки, символы или жесты — помогут выразить свои мысли, лучше понять окружающий мир и порядок в нем.

Для проведения оценки и разработки индивидуальной программы коррекционных занятий рекомендуется обратиться к логопеду или специалисту в области детского развития. Специалисты дадут советы и предложат методы, наиболее подходящие под конкретные потребности и способности ребенка. Родителям важно вооружиться терпением на протяжении всего процесса развития его коммуникативных способностей малыша. Результаты обязательно порадуют!