г. Москва

При чтении ребенок пропускает буквы

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Родители часто наблюдают, что дети пропускают буквы при чтении или делают ошибки в самых простых словах. Нередко для ребенка это заканчивается обвинением в рассеянности и лени. Между тем проблему стоит рассматривать гораздо глубже, поскольку она нередко возникает в силу расстройств психологического, неврологического и физиологического характера.

Вначале ребенок просто неправильно произносит слова, но в дальнейшем эта проблема сказывается на чтении, письме и общей успеваемости, приводя к целому ряду негативных последствий, корректировать которые призваны специальные упражнения и занятия с логопедом.

 

Почему ребенок пропускает буквы

Формирование и развитие и речи, способность правильно произносить все звуки, умение воспринимать и воспроизводить слова — все это в определенной степени влияет на процесс обучения детей письму и чтению. Известно, что за устную и письменную речь отвечает область затылочно-височной доли головного мозга, которая преимущественно формируется ближе к десяти годам. В процессе обучения задействованы четыре анализатора:

Обучение чтению особенно сложно для детей, у которых наблюдаются трудности с произношением и дифференциацией близких или парных звуков. Это связано с недоразвитием фонематических процессов, когда ребенок не знает, как правильно произносится тот или иной звук. Обучение детей с такими нарушениями чтению и письму проводится только после того, когда у них окончательно сформируется правильное произношение (самостоятельно или в процессе вспомогательных коррекционных упражнений).

Возникновение подобных проблем отражается также и на физиологических особенностях малыша, когда наблюдаются нарушения, связанные с неравномерным развитием полушарий головного мозга. Это приводит к снижению функций менее развитых частей организма. В каждом полушарии находятся центры, отвечающие за различные физические способности (зрение, слух, обоняние, язык).

В некоторых случаях проблема с нарушением разрешается самостоятельно, когда ребенок вырастает и продолжает нормально учиться без посторонней помощи. Его психическое развитие протекает нормально, и в будущем он вполне может преуспеть в любой из школьных дисциплин.

 

Невнимательность или серьезное расстройство

Для начала необходимо выяснить, какими факторами вызвано нарушение — невнимательностью или болезнью, усталостью или реальной психоневрологическим расстройством. Для этого стоит какое-то время понаблюдать за тем, как ребенок читает и пишет. Пропуск букв при чтении или путаница одинаковых символов при письме не являются поводом для беспокойства, поскольку он только приступил к изучению букв или подзабыл их правописание после продолжительных летних каникул.

Специалисты рекомендуют родителям обратить особое внимание в тех случаях, когда ребенок:

  1. Путает похожие буквы (например, «п-т», «б-д», «о-у», «и-у» и т. д.), когда читает или пишет их.
  2. Демонстрирует неорганизованное произношение, например, неправильное озвучивание или путаница некоторых звуков или символов при чтении или письме. Если ребенок еще не освоил навык беглого чтения, а продолжает пропускать, переставлять местами буквы или слова, не делает паузы между и отступов между словами, проглатывает окончания слов при чтении, то не исключено, что это признаки дислексии или дисграфии.
  3. Допускает ошибки, потому что для него еще затруднительно произносить и производить мягкие или твердые согласные, писать слова, связывая слоги с гласными (е, ё, ю, я) или мягкими буквами.

В случае если очевидны какие-либо из этих признаков, рекомендуется обратиться к логопеду и дефектологу. Логопед проведет диагностику речевого развития ребенка и точно определит, является ли перестановка/путаница букв при чтении и письме нарушением или обычной усталостью. Если окажется, что это все-таки расстройство, обусловленное психоневрологическим состоянием малыша, то специалист подскажет способы устранения проблемы.

 

Коррекционные упражнения

Если ребенку поставлен диагноз Дислексия или Дисграфия, поскольку он путает буквы, не стоит расстраиваться. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. При выполнении специальных упражнений прививается навык правильного произношения звуков, речевого слуха и видения букв.

В рамках таких занятий проводятся различные логопедические игры, в то же время тренируются артикуляционные органы и слуховое внимание. Детей учат произносить сложные слова слог за слогом, они стараются правильно произносить звуки и соотносить их с буквами.

Под руководством логопеда коррекция нарушений проходит быстро, комфортно (нередко в домашних условиях) и эффективно.