г. Москва

Полевое поведение ребенка

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 27.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Что такое полевое поведение ребёнка?

При полевом поведении человек руководствуется эмоциями, внешними стимулами, которые имеют случайный характер. В возрасте до трех лет такая реакция на окружающий мир является нормальной. Однако если она проявляется у ребенка старше трехлетнего возраста, это свидетельствует о недоразвитии эмоционально-волевой сферы.

Что такое полевое поведение

По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребенка таких патологий, как: 

Также полевое поведение — это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, симптомокомплес расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности). 

Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы средней школы. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам:

Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму и арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.

Полевое поведение как симптом психических заболеваний

Если у малыша старше трех лет преобладает рассматриваемое нарушение, это говорит о несформированности волевой сферы. Оно появляется всегда при грубых задержках речевого и психоречевого развития, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, симптомокомплексе расстройства аутистического спектра Для ребенка с таким синдромом характерны высокая двигательная активность, ерзанье, суетливость. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем находится. Малыш не может сидеть ровно. Такую патологическую гиперактивность следует отличать от высокой активности, характерной для холерического или сангвинического темперамента. 

Дети, для которых характерно преобладание рассматриваемого поведенческого расстройства, всегда имеют трудности с адаптацией в коллективе. Они бывают агрессивными, не ощущают границ в межличностном общении. Дошкольники могут обращаться к педагогу на «ты». Практически в каждом случае у таких детей наблюдаются трудности с самоконтролем. Указанная психическая особенность может быть обусловлена: 

Коррекция проводится специалистами умеющими выявлять истинную  причину нарушения и устранять ее. Это совместная работа медиков и коррекционных педагогов. Обратиться к ним нужно, как только обнаружены те или иные поведенческие расстройства. Корригировать их будет намного труднее, если родители, не единожды заметившие, что их ребенок проявляет нестандартное поведение, затянут визит к специалистам.

Особенности коррекции психического нарушения 

Так как полевое поведение возможно при различных нарушениях развития необходима ранняя диагностика. Самые ранние признаки нарушения психомоторного развития заметны уже в трехмесячном возрасте. Обязательна консультация поведенческого невролога и нейропсихолога, в более старшем возрасте. Единой схемы исправления поведенческих нарушений не разработано. 

Ребенок нуждается в коррекционных занятиях, развивающих эмоционально-волевую часть психики. Они проводятся с нейропсихологом. Родители также могут улучшить состояние ребенка   дома, обеспечив ему соответствующую обстановку, выполняя несложные домашние задания нейропсихолога. В домашних условиях необходимо выполнять такие меры: 

  1. Создать стабильную обстановку. Не следует часто переставлять предметы: это мешает малышу сосредоточиться на волевых задачах.
  2. Убрать лишние игрушки (следует оставить от 3 до 5 игрушек, которые можно время от времени менять).
  3. Повторять действия после некоторых процедур (например, после того, как ребенок проснется, можно кружить его), формировать стереотипные бытовые ситуации.

При полевом поведении требуется комплексная коррекция, которую следует начинать возможно раньше. Коррекционные мероприятия проводятся поведенческим неврологом, нейропсихологом, при необходимости подключаются специалисты — дефектологи, логопеды, семейные  психологом. Важно, чтобы команда специалистов составила план реабилитации. 

Напомним, полевое поведение — термин, который был введен социальным психологом Куртом Цадеком Левином. Психолог считал, что человека окружает некое психологического поле и что все предметы в нем обладают валентностью. Предмет может притягивать человека (в таком случае говорят о положительной валентности) или же отталкивать (отрицательная валентность). О полевом поведении говорят, когда импульсивные ответы на внешние раздражители характеризуются низким уровнем произвольности, недостаточным самоконтролем, ориентацией субъекта на ситуативно значимые объекты. 

В ходе проводимых экспериментов каждому пациенту исследовалась память. Однако перед этим его просили побыть несколько минут в комнате для ожидания. Здесь находились предметы: карандаши, колокольчик, книги на полках, занавески из необычного бисера. За всеми испытуемыми наблюдали через стекло Гизела (стекло, которое с одной стороны имеет зеркальное отражение). Психолога интересовало, чем будет заниматься человек, который остался один в комнате. Все испытуемые перелистывали книги, брали в руки разные предметы, а также звонили в колокольчик. В итоге К.Ц. Левин пришел к выводу о том, что когда человек не занят чем-то важным для него (скучает), его поведение становится ситуативно обусловленным или полевым.