ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%
Указательный жест свидетельствует о нормальном развитии ребенка и появляется у малышей в возрасте 9–12 месяцев. Если по достижении этого возраста он не использует знак в нужных ситуациях, это должно насторожить родителей. Однако не всегда отсутствие в невербальном арсенале ребенка этого движения является признаком расстройства аутического спектра (РАС) или отклонения в развитии. Возможно, он просто еще не усвоил это движение или иначе выражает свои потребности. В любом случае необходимо обратиться к педиатру, чтобы убедиться в отсутствии серьезных проблем. Рекомендуется проводить различные игры и тренировочные упражнения, которые помогут малышу осознать значение указательного жеста и эффективно использовать его в будущем.
Указательный жест служит как для концентрации внимания ребенка (императив), так и для направления внимания взрослого на действие (декларатив). Последнее используется для того, чтобы помочь маленьким детям невербально общаться с другими людьми. Во многих случаях малыши не только концентрируют внимание родителей на процессе самостоятельного изучения мира, но и просят родителей о помощи. Например, могут пытаться поднести интересующие их предметы непосредственно в пределах своей досягаемости.
Отсутствие моторного поведения часто является следствием РАС, проявляется из-за врожденных аномалий центральной нервной системы, инфекционных заболеваний, генетических нарушений и т. д.
Моторика указательного жеста свидетельствует об уровне развития двигательной активности у маленьких детей и тесно сопряжена с развитием их речи.
Когда малыш еще не научился использовать этот прием, он не может показать на то, чего хочет. Это затрудняет его коммуникацию со взрослыми и другими детьми. Когда же моторика указательного движения достаточно развита, ему намного проще обозначать свои желания. Следовательно, развитие моторики указательного жеста важно не только на этапе формирования ранней коммуникативной способности, но и для развития речи в целом.
Указательный жест — один из первых сигналов, которым ребенок начинает пользоваться. Он помогает ему показать на предмет, который его интересует, или сосредоточить внимание окружающих на нем. Специалисты называют несколько этапов формирования этого жеста:
Формирование указательного жеста рассматривается как естественное условие развития ребенка, который начинается с восприятия сигнала взрослыми и заканчивается использованием в сочетании с основными словами. Наблюдение, поддержка и поощрение родителей помогут малышу добиться успехов.
Отсутствие моторных навыков в некоторых случаях рассматривается как одно из последствий умственной отсталости, что приводит к трудностям в формировании языковых навыков.
Привитие навыков общения — основное направление коррекционной работы с детьми-аутистами. Обучение их правильно использовать прием — первый и самый простой шаг к дальнейшему прогрессу:
Когда ребенок поймет, что означает это действие, то начнет пользоваться им активно. Занятия не должны быть скучными и однообразными. Чем более разнообразным и живым будет общение, тем больше пользы и удовольствия получит малыш, и тем более эффективным будет его речевое, в частности, и умственное развитие, в целом.