г. Москва

Почему у ребенка нет указательного жеста

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Указательный жест свидетельствует о нормальном развитии ребенка и появляется у малышей в возрасте 9–12 месяцев. Если по достижении этого возраста он не использует знак в нужных ситуациях, это должно насторожить родителей. Однако не всегда отсутствие в невербальном арсенале ребенка этого движения является признаком расстройства аутического спектра (РАС) или отклонения в развитии. Возможно, он просто еще не усвоил это движение или иначе выражает свои потребности. В любом случае необходимо обратиться к педиатру, чтобы убедиться в отсутствии серьезных проблем. Рекомендуется проводить различные игры и тренировочные упражнения, которые помогут малышу осознать значение указательного жеста и эффективно использовать его в будущем.

 

Как моторика влияет на развитие речи

Указательный жест служит как для концентрации внимания ребенка (императив), так и для направления внимания взрослого на действие (декларатив). Последнее используется для того, чтобы помочь маленьким детям невербально общаться с другими людьми. Во многих случаях малыши не только концентрируют внимание родителей на процессе самостоятельного изучения мира, но и просят родителей о помощи. Например, могут пытаться поднести интересующие их предметы непосредственно в пределах своей досягаемости.

Отсутствие моторного поведения часто является следствием РАС, проявляется из-за врожденных аномалий центральной нервной системы, инфекционных заболеваний, генетических нарушений и т. д.

Моторика указательного жеста свидетельствует об уровне развития двигательной активности у маленьких детей и тесно сопряжена с развитием их речи.

Когда малыш еще не научился использовать этот прием, он не может показать на то, чего хочет. Это затрудняет его коммуникацию со взрослыми и другими детьми. Когда же моторика указательного движения достаточно развита, ему намного проще обозначать свои желания. Следовательно, развитие моторики указательного жеста важно не только на этапе формирования ранней коммуникативной способности, но и для развития речи в целом.

 

Этапы формирования

Указательный жест — один из первых сигналов, которым ребенок начинает пользоваться. Он помогает ему показать на предмет, который его интересует, или сосредоточить внимание окружающих на нем. Специалисты называют несколько этапов формирования этого жеста:

  1. Узнавание знака взрослых. Когда ребенку показывают на какой-то предмет, взрослые проводят указательным пальцем сверху вниз, снизу вверх или с боку на бок. Он начинает имитировать движение рукой и узнает, что таким образом может показывать на интересующий его предмет.
  2. Использование жеста самостоятельно. Вначале малыш использует его только для того, чтобы показать на объект, находящийся перед ним. Он еще не сознает, что с его помощью можно показать на предметы, находящиеся на расстоянии, а также в комнате, где его нет.
  3. Понимание того, что это движение можно использовать для нахождения объектов или людей, которые могут убыть из поля зрения. Например, если мама ушла из дома, то можно показать на дверь и с его помощью спросить: «Где мама?».
  4. Использование приема в сочетании с основными словами, например: «там», «здесь», «это». Малыш начинает строить простые фразы и сопровождать их этим знаком, что облегчает общение и позволяет передавать информацию сокращенным способом.

Формирование указательного жеста рассматривается как естественное условие развития ребенка, который начинается с восприятия сигнала взрослыми и заканчивается использованием в сочетании с основными словами. Наблюдение, поддержка и поощрение родителей помогут малышу добиться успехов.

 

Как обучить ребенка указательному жесту

Отсутствие моторных навыков в некоторых случаях рассматривается как одно из последствий умственной отсталости, что приводит к трудностям в формировании языковых навыков.

Привитие навыков общения — основное направление коррекционной работы с детьми-аутистами. Обучение их правильно использовать прием — первый и самый простой шаг к дальнейшему прогрессу:

Когда ребенок поймет, что означает это действие, то начнет пользоваться им активно. Занятия не должны быть скучными и однообразными. Чем более разнообразным и живым будет общение, тем больше пользы и удовольствия получит малыш, и тем более эффективным будет его речевое, в частности, и умственное развитие, в целом.