ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%
Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей до конца месяца.
Когда рождается ребенок, родители внимательно следят за его развитием. Это не только интересный процесс, но и возможность своевременно выявить отклонения. При длительном отсутствии зрительного контакта между ребенком и родителями могут появиться тревожные симптомы. Примерно с двухмесячного возраста младенцы уже смотрят в глаза, улыбаются и произносят долгожданное «агу».
Однако иногда они отводят взгляд в сторону, чтобы посмотреть на окружающие предметы, и могут совсем не замечать человека, находящегося рядом с ними. Примерно в возрасте шести месяцев дети начинают осознанно наблюдать. Если к этому времени зрительный контакт не установился, пора бить тревогу — налицо признаки слепоты или аутизма.
Специалисты выделяют много причин, из-за которых ребенок игнорирует зрительный контакт. Причем не все из них связаны с аутизмом. Например, малыш не смотрит в глаза, потому что боится или не любит человека, который пытается установить с ними зрительный контакт. Из-за нарушения слуха он не сразу понимает, когда нужно посмотреть собеседнику в лицо. Бывают случаи, когда семейный менталитет и культура предполагают, что смотреть собеседнику прямо в глаза — это неуважительно.
Зрительный контакт играет важную роль в системе коммуникации. Поэтому даже у детей, которые его не устанавливают, вряд ли есть основания подозревать аутизм. В других ситуациях они позитивно взаимодействуют с окружающими, активно используя мимику и жесты.
Исследования показывают, что первые признаки аутизма могут проявиться у детей в возрасте двух-трех лет. Поэтому родителям следует насторожиться, если в этом возрасте наблюдается любое из следующих видов поведения, когда ребенок:
Поведение таких детей может обуславливаться их общением с другими детьми и взрослыми. Например, стоит обратить внимание, если ребенок не играет со сверстниками на детской площадке и предпочитает оставаться один. Нельзя упускать из внимания ситуацию, когда он все время смотрит на одни и те же предметы, продолжает заниматься одними и теми же делами, боится каких-то игрушек или безопасных предметов.
Раннее выявление аутизма позволяет оказать своевременную поддержку и провести коррекцию, которая максимально облегчит ребенку социальные контакты.
Аутизм — неврологическое расстройство, которое проявляется в социальных и коммуникативных нарушениях. Младенцы и дети ясельного возраста живут в собственном внутреннем мире образов, звуков и чувств. Они не испытывают потребности делиться ими с другими. Для таких детей родители являются источником пищи, безопасности и комфорта.
К очевидным признакам аутизма у детей специалисты относят поведенческие ситуации, когда ребенок:
Ошибочно считается, что дети-аутисты менее сообразительны. Многие люди с аутизмом обладают прекрасными музыкальными и художественными способностями, у них отличная память, математические способности и пространственное мышление. Многие дети-аутисты умеют хорошо распознавать музыкальные тона и полутона, выражают себя через рисование и дарят миру интересные произведения искусства.
Благодаря концентрации внимания, памяти, пространственному воображению и аналитическим навыкам особые дети могут преуспеть в том, что их больше всего увлекает. Многие ученые и художники страдали расстройством аутистического спектра. Например, среди ученых — математики А. Эйнштейн и И. Ньютон, а среди художников — композитор В. Моцарт, скульптор Микеланджело и многие другие известные люди.
Особые дети обычно ведут себя довольно закрыто, но некоторые их сверстники любят играть с ними, несмотря на их очевидные трудности в общении. Свободная игра позволяет детям испытывать меньше стресса во время взаимодействий. Дети с аутизмом избегают ролевых игр и преимущественно предпочитают сенсорные занятия. Принимая это во внимание, родителям рекомендуется организовать следующие игры с детьми примерно до 4 лет:
В возрасте 4–6 лет ребенку можно предложить сыграть роль другого человека и попробовать ролевые игры, например, с игрушками-животными или куклами.
Одновременно необходимо найти школу или центр, где занимаются с особыми детьми по индивидуальным программам. В обычных школах такие дети могут чувствовать себя некомфортно и подвергаться издевательствам со стороны одноклассников. Наблюдение за ребенком поможет узнать, есть ли у него определенный, повышенный интерес к чему-либо. Особый ребенок не нуждается ни в чьей оценке, но сторонняя поддержка всегда важна для него. Особенно в общении с другими людьми.
С самого раннего возраста аутизм можно преодолеть с помощью специальных программ коррекции и обучения. Это позволяет детям с диагностированным заболеванием развивать социальные и коммуникативные навыки. Общение с особыми детьми требует соблюдения определенных условностей. Например, им важно заранее знать, что они будут делать и в какой последовательности.
Ребенок с аутизмом нуждается в коррекционной работе, направленной на улучшение качества его жизни. Для этого применяется множество методов работы с детьми с РАС, такие как ABA‑терапия (поведенческая терапия), аппаратный массаж (БЭМ), метод «Флортайм» и другие. Эти методики помогают детям освоить социально-коммуникативные навыки и укрепить опыт самообслуживания, обучают правильной речи и письменности, стимулируют умственные способности.
Каждый метод коррекции индивидуален и требует особого подхода, но главное, что все они направлены на одну цель — помочь малышу адаптироваться к жизни в обществе.