г. Москва

Почему ребенок не показывает части тела?

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Если ребенок в полтора года избегает взгляда матери, не реагирует на просьбы, отказывается показывать части тела, существует вероятность, что у него аутизм. Это серьезное нарушение поведения, умственного развития и моторики, которое сильно влияет на мышление, восприятие, коммуникативные способности, социальное взаимодействие малыша с окружающим миром. Обычно патология диагностируется ближе к трем годам. Но начальные признаки отклонений родители замечают в годовалом возрасте.

 

Причины

Когда ребенок не показывает или скрывает определенные части своего тела, это может вызывать беспокойство у родителей или опекунов. Несмотря на то что ситуации могут быть различными, это поведение специалисты связывают со многими факторами. Одна из причин — естественные эмоциональные импульсы, такие как стыд или неловкость, особенно если речь идет о чувствительных частях тела, например, в ситуациях, когда ребенка просят объяснить что-нибудь, связанное с половыми органами. Малыш на интуитивном уровне испытывает стыд или смущение из-за недостаточной информации о своем теле или вследствие негативной реакции окружающих на обсуждение таких тем. Другим возможным объяснением является нарушение личной границы или защитные механизмы, которые ребенок развивает, чтобы защититься от потенциально неприятной ситуации или настойчивых притеснений его в личном пространстве. Поэтому важно постепенно создавать доверие и открытость для обсуждения тем, связанных с телом и личной интимностью.

В некоторых случаях такое поведение ребенка связано с расстройством аутистического спектра. Дети с аутизмом зачастую испытывают трудности в осознании и понимании своего тела, в определении нормальных и социально приемлемых поведенческих ограничений. Они демонстрируют чрезмерную чувствительность к прикосновениям или физическому контакту, что побуждает их скрывать или не показывать определенные части тела.

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, обусловленное различными факторами. Ученые утверждают, что зачастую оно возникает по генетическим причинам: наследственность, генная мутация. Согласно иной теории, расстройство аутистического спектра проявляется вследствие:

Группу повышенного риска составляют родители старше 35 лет. Противники вакцинации считают, что расстройство аутистического спектра иногда возникает из-за нее. Но множественные исследования показали: связи между аутизмом и вакцинированием нет.

 

Симптомы

Заподозрить аутизм у своего ребенка родители способны, если он не желает играть с игрушками, сосредотачивается на их частях (например, колесики машинки). Другие проявления данного заболевания выражаются в ограниченности общения, нежелании контакта с внешним миром, однообразных интересах, часто повторяющихся действиях (бег по кругу, взмахи руками). Иногда имеет место умственная отсталость, задержка развития речи, нарушение чувственного восприятия (прикосновения вызывают у малыша дискомфорт).

Ребенок-аутист нередко передвигается лишь по определенному маршруту, выполняет действия в установленном порядке. Он не любит родительской ласки, коллективных игр, игнорирует обращение людей, не использует указательный жест для коммуникации.

 

Диагностика

Для постановки точного диагноза ребенку, который не показывает части тела, обязательно назначают психологическое обследование, специальные тесты, консультацию сурдолога, невролога, офтальмолога, отоларинголога. Также применяются инструментальные диагностические методы:

При выявлении аутизма важно сразу же приступить к лечению. Чем раньше начать корректировку коммуникативных навыков, тем больше шансов достичь желаемого прогресса: научить малыша пользоваться указательным жестом для общения.

 

Лечение

Стандартной терапии расстройства аутистического спектра нет. Каждый раз специалисты разрабатывают индивидуальный метод коррекции болезни для конкретного ребенка, учитывая его текущее состояние. Маленьким детям с аутизмом важно научиться использовать указательный жест, чтобы сообщать окружающим о своих желаниях. Это первая цель по развитию коммуникации. Для ее успешного достижения применяются специальные методики. Вскоре ребенок начинает показывать любимые игрушки, части тела.

Комплексное лечение также включает в себя обучение, направленное на развитие мышления, улучшение разговорной речи, увеличение запаса слов. Психологическая поддержка помогает ребенку адаптироваться к социальной среде. При необходимости назначают прием медицинских препаратов, которые устраняют тревожность, истерики, немотивированную агрессию, синдром навязчивых движений.