г. Москва

Почему ребенок не общается со сверстниками

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 27.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Нередко родители замечают, что их ребенок отказывается от общения со сверстниками и предпочитает проводить время в одиночестве. Одной из причин такого поведения может быть негативный опыт взаимодействия в прошлом, например, издевательства или неприятные ситуации, которые могут быть связанными со школой или детским садом. В таких случаях ребенок становится более осторожным и может не желать общаться со сверстниками. Родителям необходимо обратить на это внимание и узнать, почему малыш стал отказываться от любых контактов. Возможно, потребуется помощь специалиста, чтобы устранить причину избегающего поведения ребенка и решить проблему.

 

Что вызывает отчуждение?

Прежде всего, необходимо внимательно проанализировать поведение малыша и оценить обстановку, не настораживаясь сразу. Таким образом можно выявить стрессовые и конфликтные ситуации, которые вызвали нежелание общаться.

Среди множества причин замкнутости специалисты называют следующие наиболее распространенные:

Интроверсия

Нежелание общаться со сверстниками объясняется тем, что по характеру ребенок — интроверт. Люди с таким складом личности, независимо от возраста, предпочитают тишину, спокойную обстановку и одиночество шумной компании и веселью. Характерные черты детей-интровертов:

Интроверты делятся своими чувствами, эмоциями и переживаниями, открыто сочувствуют и сопереживают, в то время как экстраверты шутят, веселятся, шумят, открыты и откровенны. Интровертов не нужно переделывать, поэтому лучшим решением для родителей будет принять особенности личности своих детей.

Языковые расстройства

Одиночество и избегание отношений обуславливается неспособностью к вербальному общению из-за задержки речевого развития (ЗРР). В возрасте 2–4 лет такие дети могут вообще не общаться (просто не могут). Активно коммуницировать они учатся в возрасте 5–6 лет.

Дети с нормальным психоречевым развитием уже выстраивают логические цепочки и оформляют мысли в сложные предложения, тогда как дети с ЗРР не могут найти нужные слова, чтобы озвучить свои мысли. Это затрудняет общение с детьми с ЗРР, которым требуется время, чтобы подобрать и придумать подходящие слова, что разочаровывает их сверстников. В результате они отдаляются друг от друга, не пытаясь общаться и всячески избегая контактов. В таких случаях, к сожалению, не обойтись без помощи профессионалов, которые помогут преодолеть трудности взаимодействия.

Самооценка

Некоторые дети избегают общения из-за проблем с самооценкой. Ребенок с низкой самооценкой считает, что другим детям не нравится играть с ним, в то время как ровесник с высокой самооценкой уверен, что он достаточно хорош, чтобы играть со сверстниками. Родителям важно наблюдать за самооценкой своего сына или дочери и своевременно корректировать их поведение. Необходимо, чтобы они не чувствовали себя слабыми, плохими или неудачниками в отношениях со сверстниками, либо, наоборот, не демонстрировали высокомерие или гордость перед другими.

Патологическая застенчивость

Застенчивость по отношению к новым и незнакомым людям — вполне нормальное явление для детей дошкольного возраста. Однако некоторые из них сознательно выбирают между теми, с кем они раскрепощены, и теми, кто предпочитает молчание. Отказ от общения используется ими как метод манипуляции для подтверждения собственной значимости.

Дети таким образом подчеркивают свою значимость и привлекают к себе повышенное внимание, демонстрируя свою идиосинкразию (острая непереносимость кого-либо или чего-либо). С этой проблемой может справиться психолог, который выявит причины такого поведения и поможет правильно развить общительность малыша, воспитав в нем желание контактировать со сверстниками и взрослыми.

 

Рекомендации

Родителям необходимо постоянно следить за развитием своего ребенка, его успехами и трудностями, участвовать в формировании его личности. Для этого специалисты рекомендуют:

Если у ребенка диагностирована задержка в развитии речи, важно продолжать занятия по коррекции нарушения с помощью специалистов. В противном случае малое количество отведенного для этого времени способно крайне негативно сказаться на общем психоречевом состоянии ребенка, привести к задержке развития интеллекта и речевого аппарата.