г. Москва

Почему ребенок не говорит фразами

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 27.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Многих молодых родителей волнует вопрос развития речи малышей. На это влияет множество факторов, начиная от особенностей здоровья и заканчивая возрастными особенностями психики. Иногда ребенок просто перерастает сложный период и начинает говорить цельными предложениями, а в некоторых случаях, напротив, приходится прибегнуть к помощи специалистов.

Если малыш к определенному возрасту не заговорил фразами, значит, ему требуется помощь логопеда-дефектолога, который выявит причину, проведет диагностику и назначит курс коррекционных занятий.

 

Признаки проблем с речевым развитием

Развитие словарного запаса является важной частью развития ребенка. С первых дней жизни малыш начинает познавать мир и обучается словам, но только с возрастом можно научить его использовать огромное количество слов. Чтение книг, игры, песни и общение с ребенком — вот основные способы развития словарного запаса у маленьких детей.

В норме к двум годам ребенок уже должен говорить простыми фразами из двух-трех слов, например: «Папа, ты где?», «Мама, дай пить» или «Баба, идем!». Если он отстает в речевом развитии, это может быть вызвано следующими факторами:

  1. Дисфункция центральной нервной системы. Такое обычно случается, если еще в утробе матери малыш недополучал кислород, либо была асфиксия в процессе родов. Также такое часто случается у детей, рожденных раньше срока.
  2. Некоторые заболевания, например, недостаток веса у младенца, энцефалит, менингит.
  3. Нарушения слуха: если ребенок плохо слышит, то, соответственно, плохо воспроизводит речь.
  4. Наследственные факторы. Если мама или папа поздно заговорили, вероятнее всего, то же самое ожидает и малыша.

Его речь может плохо развиваться, если в семье неблагоприятная психологическая обстановка, когда родители часто ссорятся и мало разговаривают и играют с ребенком, ведь развитие речи напрямую зависит от правильной коммуникации с малышом.

Кроме того, в речевом развитии могут отставать дети, которые часто проходят стационарное лечение без родителей. Таким малышам не хватает общения и тактильного контакта, поэтому они часто замыкаются в себе, редко разговаривают и в итоге утрачивают навык вербального выражения своих мыслей.

Педагогически запущенные дети часто страдают задержкой речи. Они при этом могут быть вполне физически здоровыми и способными, но родители уделяют им слишком мало внимания. Бывает и обратная ситуация, когда родители слишком опекают малыша: например, сразу дают ему то, на что он покажет пальчиком, не давая ему возможности проговорить свое желание.

Помимо проблем с речью, у таких детей слабо развита и эмоционально-волевая сфера: они затрудняются выражать свои эмоции, вербально выражать свои мысли, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми.

Стрессы и эмоциональные потрясения — еще один немаловажный фактор в развитии речи ребенка. Например, его напугал лай собаки, он упал и сильно ударился, надолго разлучился с мамой — после таких событий речь малыша может формироваться с сильной задержкой.

 

Норма словарного запаса для детей разных возрастов

Безусловно, все дети разные, и развитие речи у всех происходит с разной динамикой. Педагоги-дефектологи рекомендуют ориентироваться на следующие нормы речевого потенциала малыша:

В развитии словарного запаса малыша необходимо контролировать, чтобы все слова были разнообразными и соответствовали его возрасту. Дети учатся озвучивать предметы и явления окружающей их действительности, поэтому лучший пример развития словарного запаса — это непосредственное общение с ребенком.

Важно, чтобы родители не проговаривали желания за него, а давали ему возможность сформулировать фразу самостоятельно. Это, разумеется, потребует некоторого времени и терпения, ведь зачастую приходится ждать, когда малыш соберется и скажет, зато в дальнейшем его речь будет четкой и внятной.

 

Несколько важных советов

Логопеды рекомендуют родителям обращаться к специалисту, если в течение двух-трех месяцев наблюдается полная стагнация: ребенок не говорит ни одного нового слова, не появляется новых движений или привычек. Если у малыша есть незначительное отставание по норме, но в целом его речь развивается (по паре новых слов в месяц), то родителям можно не бить тревогу.

Если у родителей есть какие-либо вопросы по развитию речи ребенка, они всегда могут обратиться к специалистам. С детьми с задержкой речи работают психологи, дефектологи, неврологи, логопеды. Желательно соблюдать комплексный подход — это способствует развитию речи и навыков коммуникации. Родители, помимо занятий с логопедом, должны и сами дома заниматься с малышом, поддерживая его и не ругая за ошибки.

Родителям рекомендуется самим проявлять инициативу, разговаривать и играть с малышом в ролевые игры, не злоупотреблять просмотром мультфильмов — так проще всего отвлечь его, но речь при этом не развивается.

Обычно логопеды охотно берутся даже за самые сложные и запущенные случаи, поэтому не стоит отчаиваться, если есть проблема, а нужно решать ее.