г. Москва

Почему ребенок боится громких звуков

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА + ЭЭГ СО СКИДКОЙ 20%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Многие родители замечают, что их ребенок реагирует на резкие и неожиданные звуки, что сопровождается вздрагиванием и настороженным поведением. Как правило, реакция скоро проходит и не является патологией: все зависит от возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Cтрах громких звуков у детей является нормальной фазой развития, большинство из них с возрастом справляются с этим страхом и преодолевают его. Однако, если страх сохраняется или сильно мешает ребенку, рекомендуется обратиться к педиатру или психологу для консультации и поддержки.

 

Основные причины, почему дети пугаются резких звуков

Страх громких звуков у ребенка имеет научное объяснение и связан с его особенностями физиологии и развития. Для начала, аудиальная система у детей еще не полностью сформирована, и их слуховые реакции более чувствительны по сравнению со взрослыми. Более того, у детей нервная система все еще находится в процессе развития, и они более чувствительны к внешним воздействиям.

Громкие звуки способны вызывать стресс у ребенка и, соответственно, провоцировать страх. Кроме того, дети часто обладают более развитым воображением и зачастую связывают громкие звуки с опасностью или угрозой. Поэтому ребенок может реагировать на громкие звуки с боязнью или тревогой.

Главный фактор, причиняющий беспокойство, — неожиданность, поэтому необязательно сам источник звука вызывает у ребенка опасения. Маленький человек не всегда способен оценивать ситуацию целиком и определять ее как безопасную, на это есть несколько причин:

  1. Инстинкт самосохранения. От двух месяцев младенец начинает внимательнее относиться к окружающему миру, и неудивительно, что внезапные звуки вызывают у него активную реакцию. Малыш может начать рыдать, и это нормально: его нервная система учится реагировать на неожиданные ситуации, что является, скорее, показателем планомерного развития. До полутора лет испуг громких звуков не должен вызывать опасений у родителей, даже если он влечет за собой непродолжительную истерику.
  2. Потеря чувства базовой безопасности. До четырех-шести лет ребенок осваивает мир самым активным образом, поэтому родителям приходится быть бдительными и предупреждать потенциально опасные действия малыша. Тревожность мамы или папы способна передаваться через интонации и резкие оклики, и ребенок начинает воспринимать мир как непредсказуемый и испытывает сложности с доверием к нему.
  3. Неспособность контролировать страх. После семи лет у детей может оставаться настороженное отношение к некоторым видам звуков, если они напоминают им о неприятном инциденте. Если проблема проявляется в подростковом возрасте, то ее причины могут лежать в опыте социализации человека: его общении с друзьями в школе и с учителями.

Боязнь резких звуков, если она мешает нормальной жизни, определяется как невротическое расстройство — фонофобия. При изучении физиологических причин симптома следует также исключить проблемы со слухом: некоторые заболевания ушей, даже отиты, способны усиливать обычные звуки, делая их похожими на хлопки, звон, и сопровождаться эхом.

 

Как помочь ребенку справиться с боязнью громких звуков

Если основная причина испуга лежит в чувствительном характере ребенка или имел место сформировавшийся страх, то можно совместными усилиями ослабить реакцию на резкие звуки:

  1. Не стоит соблюдать абсолютную тишину: психика должна адаптироваться к разным раздражителям. Дома следует включать музыку, кино, начиная с комфортной громкости, постепенно повышая ее до среднего уровня.
  2. Возможно, чувствительный слух является свидетельством таланта ребенка к музыке или пению — в процессе обучения мозг осмыслит полезность звучания и станет относиться избирательнее к шумам. Детям полезно покупать игрушечные музыкальные инструменты, чтобы они учились управлять звуками.
  3. Бывает, что громко лопнувший воздушный шарик закладывает в детях глобофобию. Когда формирование страха запущено негативным событием, можно создать позитивный опыт с громкими звуками: посигналить в клаксон или поиграть с гудком. Необходимо предупреждать ребенка о последующем эффекте, чтобы это не стало для него неожиданностью.
  4. Важно показывать ребенку пример адекватного реагирования: не вскакивать и не демонстрировать тревогу. Тем более, не стоит ругать детей за шум: уверенный и спокойный тон гораздо лучше передает то послание, которое взрослый хочет донести в воспитательных целях.

Родителю важно уметь правильно поддержать ребенка в борьбе с испугом: не игнорировать и не приуменьшать переживания, иначе развивается внутренний барьер, мешающий эмоциональному развитию. Гораздо лучше вместе порассуждать о страхе: объяснить, что звук — это нормальное проявление окружающей среды, предложить нарисовать портрет этого шума и придумать историю, в которой он оказывается совсем не страшным.