г. Москва

Как развить логическое мышление у ребенка

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Проблемы с логическим мышлением могут затруднить детям общение со сверстниками, получение знаний и освоение новых навыков. Впоследствии, во взрослой жизни, это приведет к нарушению социальных связей, потере репутации и финансовым трудностям.

Люди с хорошо развитой логикой способны распознавать причинно-следственные связи, осознавать главную мысль и делать собственные выводы, на которые не влияют мнения других. Поэтому они способны защитить себя от лжи, мошенничества, навязанных услуг и ненужных покупок.

Логика необходима во всех областях, а не только в строгих научных исследованиях. Обнадеживает лишь то, что существует множество методик по оказанию помощи детям в решении вопросов, связанных с развитием их пространственного и структурно-логического мышления.

 

Когда лучше всего начинать занятия

Основы логического мышления у детей закладываются в возрасте 2,5–3 лет. В этот период с ними просто играют и дают им элементарные задания. Так, для обучения логическому мышлению детей 3–4 лет хорошо помогут кубики, пазлы и строительные блоки. Детям нравятся яркие, интересные картинки, составленные из крупных деталей, а также строительство игрушечных домов и мостов. В этом возрасте они уже могут разгадывать простые загадки и головоломки. Кусочки пазлов и строительные блоки становятся все меньше, а схемы сборки все сложнее.

Научные исследования логического мышления детей показали, что уже в первом классе эта область нуждается в постоянном совершенствовании.

Однако дети, только что поступившие в первый класс, сталкиваются с огромным объемом информации и подвергаются большим интеллектуальным, психическим и физическим нагрузкам. Поэтому вряд ли можно включить в их расписание дополнительные занятия, связанные с логикой. Правильно начать ее развитие уже в возрасте 4–5 лет. В этот период маленькие дети уже способны сравнивать, анализировать и классифицировать.

 

Тесты на логическое мышление

Наши специалисты рекомендуют пройти несколько тестов, чтобы выяснить, есть ли у ребенка нарушения логического мышления. Задания выполняются постепенно, возможно, в течение нескольких дней, кроме того, их можно использовать не только для тестирования, но и для развития логического мышления ребенка.

Задание 1

Детям даются задания с заведомо неправильными исходными данными. Например, они должны достать синий шарик в правом ящике. Однако это задание невозможно выполнить, потому что игрушка желтого цвета или упала на пол. В идеале ребенок должен принести мяч и прокомментировать ошибку взрослого, то есть указать, что пошло не так (цвет или расположение предмета). Неправильно, если ребенок долго находится в комнате и говорит, что ничего не нашел. Это означает, что он не смог угадать, найти ошибку или сконцентрироваться.

Задание 2

Дети заканчивают предложения, чтобы проверить свое образное языковое логическое мышление. Например: «Если бы ты был старше своей сестры, то она была бы…». Ответ: «Младше меня». Альтернатива: «Если линейка длиннее ластика, то ластик…». Ответ: «Короче, чем линейка». Обычно дети в возрасте 5–7 лет должны уметь правильно продолжить хотя бы половину предложения. Хуже всего, если они молчат или говорят, что не понимают.

Задание 3

«Я сегодня пойду гулять, потому что…». Можно предложить ребенку помечтать, продолжив обычную фразу, например: «На улице тепло, мы запланировали прогулку и хотели поиграть в мяч…», и попытаться объяснить, почему. Чем интереснее будет выражение мысли, тем выше уровень развития продемонстрирует ребенок.

Задание 4

Необходимо рассмотреть вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например: «Все, кто умеет летать, — птицы». Ответ: «Нет, самолеты летают, но это машины. Есть страусы и пингвины, которые тоже птицы, но не умеют летать». Другой вариант: «Можно ли разбить воду?». Ответ: «Да, потому что когда она замерзает, то становится льдом, а лед можно разбить». Так и есть. Хорошо, если ответ правильно обоснован и подробно изложен.

Задание 5

Более сложное задание — построить логическую цепочку событий и попросить ребенка сделать вывод. Например: «В каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке. Перед каждым из углов сидят по три кошки. Сколько кошек в этой комнате?». Ответ: «Четыре». Другой пример: «Я купила платья (синее и красное) для Тани и Кати. У Кати платье не синее. Какое платье у Тани?». Ответ: «Синее».

 

Тренировочные вопросы для детей младшего школьного возраста

Детям школьного возраста уже дают другие задания для развития логического мышления: головоломки на сложение, математические задачи. В первом классе они уже могут играть в домино.

Итак, как развивать логическое мышление во втором-третьем классах? Необходимо сосредоточиться на развитии критического восприятия — научить ребенка отличать правду от вымысла. В этом отношении полезны игры:

  1. «Ассоциации», в которой один игрок озвучивает название предмета, а другой — название похожего предмета и описывает свой ход мыслей.
  2. «Да-Нетки», когда один участник угадывает предмет, а другой задает вопрос, на который можно ответить только односложным «да» или «нет», и угадывает, что это такое.
  3. «Верю — не верю». Взрослый говорит определенный факт, а ребенок должен сказать, правда это или нет, при этом обосновать свой ответ.

В эту игру можно играть где угодно — во время прогулки, проезда в общественном транспорте или в магазине. С другой стороны, это прекрасная возможность в процессе такого общения укрепить доверительный контакт с малышом и лучше узнать его интересы.

Отличный способ помочь детям развить логическое мышление — использовать конструкторы Lego. К каждому набору прилагается инструкция по его сборке, что идеально подходит для развития логики, внимания и терпения. Эффективные способы развития логических навыков у детей включают в себя следующие виды занятий:

10–11-летние дети начинают получать образование в области программирования. Сначала используется графический язык. Также их уже могут попросить провести простые эксперименты по физике и химии.

 

Развитие логики — почему это важно?

Логические навыки позволяют выявлять суть потока информации, четко и ясно организовывать свои мысли и принимать обоснованные решения. В современном технологически развитом обществе умение логически мыслить является важным навыком, который может впоследствии дать преимущество при поиске высокооплачиваемой работы. Специалисты называют несколько причин важности и необходимости развития логического мышления у детей:

  1. В условиях стремительного развития науки и техники, когда человеку приходится отвечать на требования времени, живой, энергичный и гибкий ум не будет отодвинут на задворки цивилизации.
  2. Это происходит потому, что постановка правильных вопросов имеет решающее значение для получения быстрых и точных ответов на любой вопрос.
  3. Различать правду и ложь — внешнее коммуникационное пространство переполнено противоречивой информацией. Именно хорошо развитые логические навыки позволяют сопоставлять различные факты и информацию, сравнивать источники и не стать жертвой мошенничества и обмана.
  4. Находить/принимать оригинальные и нестандартные решения — важный навык для профессий, ориентированных на интеллектуальную работу, где необходима изобретательность.

Чтобы развить логику, не стоит ограничивать занятия с ребенком точными науками. Лучше превратить их в творческую и веселую игру, например, описывать свойства предмета на бумаге или придумывать короткие истории, используя простые предложения и фразы. Такие занятия не только развивают и укрепляют логическое мышление ребенка, но и раскрывают его творческий потенциал, способствуют развитию воображения и фантазии.

 

Подведение итогов

Как укрепить логические навыки ребенка? Необходимо предоставить ребенку то, что его интересует, и одновременно побуждать его размышлять. Одним из элементов всех коррекционно-педагогических программ является развитие логического и критического мышления у детей дошкольного и школьного возраста. Чем раньше начнется работа в этом направлении, тем выше результаты: логика сначала помогает детям учиться, а затем помогает им овладеть своей профессией.

Если у ребенка проблемы с интеллектуальным развитием, и непонятно, что делать, стоит позвонить в Центр детской неврологии «Киндер Велт» по телефону в Москве +7 (499) 226-09-91 или оставить заявку на сайте нашей клиники. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь каждому ребенку!