г. Москва

Как организовать правильный режим дня ребенка?

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: ДИАГНОСТИКА ЛОГОПЕДА И НЕЙРОПСИХОЛОГА СО СКИДКОЙ 15%

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Организация правильного режима дня ребенка

Режим дня ребенка удобен для семьи: вы можете планировать день, не подстраиваясь под непредсказуемое поведение «нережимного» малыша. Он хорошо себя ведет, ведь выспался и поел. У мамы есть время на себя и семью. Режим приучает к дисциплине, упрощает переключение между занятиями, снижает количество плача и существенно экономит время родителей.

С 0 до 3 месяцев: режим для родителей

Чем раньше ребенок приучается к распорядку дня, тем ему будет проще приспособиться к посещению детского сада, а затем и школы. Вводить регулярность действий врачи и психологи рекомендуют с 3-4 месяцев: до этого времени ребенок занят адаптацией к незнакомым ему факторам внешней среды вне маминого организма. Первые месяцы происходит перестройка работы всего организма, что может сопровождаться различными болезненными ощущениями у ребенка, например, коликами.

Период новорожденности и ранний младенческий возраст – время на подготовку для родителей. Удобно записывать детские привычки в виде таблицы, в которой столбцами будут промежутки времени с интервалом в час (плюс столбец для текстовых данных). Можно также воспользоваться различными программами для мам, что очень удобно, так как записи находятся постоянно под рукой. Вот примерный список нужных строк.

  1. Время пробуждения.
  2. Время засыпания.
  3. Прием пищи.
  4. Плач.
  5. Прием препаратов (если ребенок принимает лечебную ли профилактическую терапию).

Сведения из последней строки записываются в отдельный, самый широкий столбец в виде «название препарата, сколько дали побочные эффекты».

Эта информация нужна не только родителям, но и грамотному педиатру – она поможет оценить прибавки веса, эффективность лекарств.

От 3 месяцев до 1,5 лет: первый опыт жизни по часам

В 3 месяца колики закончились, а зубы еще не начались. Кстати, о зубах: они чаще всего беспокоят малыша поздно вечером и рано утром. Режим может помочь и здесь: если боль не слишком сильная, а сон в то время, когда она наступает, крепкий, это может и не разбудить дитя.

В этом возрасте дети в основном спят и едят. Еще в распорядке есть купание, прогулки и игры. Замечайте, что действует на малыша возбуждающе, а что, наоборот, расслабляет. Можно экспериментировать с температурой воды в ванночке – не сильно, на 1-2 градуса. В прохладной воде ребенок двигается активнее, больше устает и лучше засыпает. Наблюдая за малышом (помним о записях!), обратите внимание, как он себя ведет:

Составьте его индивидуальный режим дня: если после массажа и гимнастики малыш активен, заниматься ими надо в первой половине дня, соблюдая 30-минутный перерыв перед или после кормления. Поскольку спит младенец в этом возрасте много, сон можно совмещать с прогулкой.

Лайфхаки раннего режима

Как можно раньше вводите ритуалы засыпания. Перед ночным сном рассказывайте малышу сказки, пойте колыбельные. Хорошо работают спальные мешки – специальная одежда для сна, в которой тепло и удобно. С 1-1,5 лет можно предлагать ребенку мягкую игрушку. За 2 часа до ночного засыпания исключите возбуждающие ребенка факторы: яркий свет, громкие звуки. На ночь ребенок должен сытно поесть (грудного молока, смеси). Часто рекомендуют на ночь давать кашу на смеси, но еда с ложки – активное занятие. А вот грудь или бутылочка, из которых можно сосать, дарят ощущения покоя и убаюкивают.

В ранний период в режиме обязательно будут сбои. Зубы, новые впечатления, возрастные кризисы, новые важные умения (ползать, сидеть, стоять, ходить) нарушают привычный распорядок. Если вы знаете, что около 13:00 начинается истерика, начните укладывать дитя в 12:30. Измените очередность занятий. Снизьте интенсивность развивающих игр, или наоборот, введите их, если малышу не хватает впечатлений днем. Старайтесь, чтобы ребенок получал больше положительных эмоций. На установку режима «с нуля» уходит до 2 месяцев, поэтому не ждите результатов слишком рано. Но и не отступайте. Формирование характера вашего ребенка уже началось, а народная мудрость гласит: «Посеешь характер – пожнешь судьбу».

1,5-3 года: распорядок как у больших

В этом возрасте дети переходят на два сна: ночной и дневной. Важное новшество: ребенка пора будить по утрам. Возраст начала пробуждения по часам определяется индивидуально. Важно, чтобы к садику малыш привык просыпаться так, чтобы успеть закончить все утренние дела, одеться и вовремя попасть в группу (завтрак – уже забота воспитателей).

Важный нюанс: в 1,5-2 года малыш боится потерять маму или другого значимого взрослого. Отсюда могут возникнуть проблемы с дневным сном: это расставание, которому ребенок противится. Способ один: уделять ребенку больше внимания, лежать рядом, пока он засыпает. Чтобы легче прошла адаптация в саду, заранее узнайте расписание в группе и где-то за полгода до первого похода в сад начинайте кормить ребенка и укладывать на дневной сон примерно в то же время. Сдвигать время нужно постепенно и естественно, за счет усиления или ослабления других видов активности. Если этого не сделать, ребенок, придя в сад, столкнется со слишком большим количеством требований и ограничений.

3-6 лет: в садик без истерик

Режим дня для садиковского ребенка важен вдвойне. Переутомление, которое обязательно возникает, если малыш делает, что хочет, ведет к снижению внимательности, а значит, задания воспитателя будут получаться не так хорошо, как у других. Это вызывает неудовлетворенность и усугубляет и без того плохое настроение, которое характерно для любого не отдохнувшего человека. Результат – конфликты, нарушения поведения, отставание от группы. Чтобы избежать этого, нужно обеспечить спокойное и своевременное пробуждение. А значит, важно вовремя его уложить. Помогут выработанные еще в младенчестве ритуалы. По мере взросления они могут изменяться, но суть должна оставаться прежней: спокойное общение с родителями или другими родственниками, постепенный переход от активности к отдыху. Для тех, кто не ходит в сад, важен аналогичный режим, с кормлениями в одно и то же время и дневным сном. Время пробуждения нужно постепенно сдвигать ближе к тому, которое понадобится на следующем этапе. Понадобятся и тренировки усидчивости.

Сложный для родителей момент: у семьи и воспитателей в саду выходные есть, а у режима их нет. Поэтому в выбранное время кому-то из взрослых придется просыпаться и в выходной день тоже, и заниматься с ребенком. Иначе малышу будет сложно приспосабливаться, это умение появится у него значительно позже. Понятно, что полностью придерживаться садиковского режима в выходной (а также в каникулы и праздники) не выйдет: походы в гости, на детские развлекательные мероприятия, совместный досуг дома внесут в расписание коррективы. Но постарайтесь не сдвигать время пробуждения, дневной сон и укладывание. Тогда утром понедельника ребенок будет собираться в сад привычно и бодро.

6-7 лет: первый звонок

Нагрузка на младших школьников в этом возрасте резко возрастает. Поэтому даже если ребенок в целом привык к режиму и во многом сам справляется с его соблюдением, ему снова понадобится помощь взрослых. Изменения, связанные со школой, стоит вводить заранее: на каникулах продолжать придерживаться режима дня в садике и постепенно адаптировать его под школьный, начинать играть с ребенком в школу, чтобы не прерывались тренировки усидчивости.

В режиме дня младшего школьника часто появляются кружки и секции. Расписание разных дней недели отличается по загруженности. В этот период важно замечать, нет ли у ребенка перевозбуждения по вечерам, и в одно и то же время помогать малышу лечь и расслабиться. Обязательно включайте в распорядок прогулки на улице в светлое время суток, то есть – сразу после школы или после обеда. Между занятиями в классе и домашней работой ребенку необходимо отдохнуть, а это значит – сменить деятельность с умственной на физическую. Тогда выполнить домашнее задание ему будет гораздо легче.