г. Москва

Импрессивная и экспрессивная речь у ребенка

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: КОНСУЛЬТАЦИЯ НЕВРОЛОГА СО СКИДКОЙ 50%

Только до 27.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Речь, связанная с восприятием и выражением у ребенка

Понятия экспрессивной речи в логопедии и лингвистике различаются. Если лингвисты об экспрессивном стиле речи говорят, когда она эмоционально окрашена, то в логопедии под этим понятием подразумевается не эмоционально экспрессивная речь, а членораздельное воспроизведение осознанных слов и фраз. И если логопед диагностировал расстройство экспрессивной речи у ребенка, то это значит, что у малыша нарушена способность членораздельно произносить слова, а не то, что он говорит монотонно или читает стихи «без выражения». Экспрессивная речь и импрессивная речь (способность понимать услышанные и прочитанные слова) являются двумя неразрывными составляющими овладения речевыми навыками. Если у ребенка нарушена импрессивная или экспрессивная функция речи, то он нуждается в помощи специалистов. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «КиндерВелт» проводится диагностика, медицинская и логопедическая коррекция нарушений речевого развития у детей с применением авторских методик и современных аппаратных технологий.

Определения экспрессивной и импрессивной речи

Слово «импрессия» («impression») во многих языках означает «впечатление», восприятие сигналов, поступающих из внешнего мира и воздействующих на органы чувств. Именно поэтому восприятие и понимание услышанных и написанных слов было названо импрессивной или сенсорной речью. За эту функцию отвечает определенный участок коры головного мозга, названный в честь его первооткрывателя зоной Вернике. Эту зону можно сравнить с картой памяти, на которой записано звучание и значение всех знакомых человеку слов. При нарушениях в ее работе человек неспособен различать слова и понимать их смысл.

Экспрессия в переводе с латыни означает «выражение». С помощью экспрессивной (моторной) речевой функции люди обладают способностью воспроизводить звуки и произносить слова. В этом процессе участвуют артикуляционный аппарат и управляющий им участок коры головного мозга, который носит название зоны Брока. При нарушениях экспрессивной речи понимание сказанного и прочитанного сохраняется, но способность произносить понятные окружающим слова ухудшается или совсем исчезает.

Но не только зоны Вернике и Брока ответственны за речевую функцию. Нейрохирургом Пенфилдом был открыт еще один участок мозга, который является вспомогательным и при поражении зон Вернике или Брока берет на себя часть их функций. Благодаря этому существует возможность частично компенсировать утрату речевых навыков или недостаточное развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей.

Возрастные нормы речевого развития

Сенсорная и экспрессивная речь у детей должны развиваться в соответствии с возрастными нормами. Малыши в возрасте от рождения до 4,5 лет с нормальным развитием импрессивной речевой функции должны:

Характеристики развития экспрессивной речи по возрастам следующие: с полутора месяцев — гуление, с пяти месяцев — лепет, произношение 10−15 слов  — к году, около 100 слов — к полутора годам, 350−400 — к двухлетнему возрасту, около 1 тысячи — к трехлетнему. Четырехлетки должны говорить сложными фразами и уметь вести диалог.

Отставание в развитии экспрессивной речи в пределах нескольких месяцев можно считать вариантом нормы, но для импрессивной речевой функции эти границы жестче. Если малыш не понимает того, что положено понимать в его возрасте, это может свидетельствовать о задержке умственного развития, расстройствах аутистического спектра и других патологиях.

Методы коррекции речевых нарушений у детей

Специалисты нашего Центра успешно корректируют различные виды речевых нарушений у детей с помощью традиционных и инновационных проверенных методов, доказавших свою эффективность. Каждый маленький пациент проходит диагностику, по результатам которой ему назначается схема лечения, включающая:

Трудности с пониманием и воспроизведением слов родного языка приводят к отставанию в психическом развитии и приносят ребенку страдания. Чем раньше получится привести его в нашу клинику, тем скорее коррекционная работа даст положительный результат.