г. Москва

Фонематическое нарушение речи: причины и лечение

Только до 24.05.2024 cтоимость консультации логопеда всего за 2490 руб. 3500 ₽

Только до 28.05.2024 первичный прием со скидкой 50%
Получить консультацию
Быстрый результат
Проверенные методики
Преимущество1
В 2022 году мы помогли более 2500 детям
Преимущество2
Уникальное медицинское оборудование
Преимущество3
Уникальные методы лечения и коррекции
Преимущество4
Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

Данная патология выявляется у детей, не страдающих интеллектуальными недостатками и проблемами со слуховым анализатором. Определение данного логопедического диагноза требует комплексной диагностики у специалиста с целью разработки коррекционно-развивающей программы на основе полученных результатов. Исправление фонематического нарушения речи у ребенка является важной и неотъемлемой составляющей работы логопеда. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «Киндер Велт» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.

Виды и причины

Обобщенная информация о речевой патологии подразумевает нарушение фонематических процессов, сопровождающихся заменой звуков при произношении слов, изменением слоговой структуры, искажением произношения, лексическими и грамматическими ошибками. Вместе с тем, это слабое развитие восприятия звуков и слогов, похожих по звучанию, затруднения в воспроизведении идентичных звуков.

Фонематические нарушения в речи вызывают различные речевые аномалии (например, ринолалия, дизартрия, дислалия), которые выступают механизмами расстройств. Дефектологи проводят классификацию фонетико-фонематических нарушений речи на несколько видов:

  1. В случае легкой формы нарушения у ребенка наблюдается лишь проблема с дифференциацией произносимых звуков. В целом же он успешно выполняет анализ звуков и слогов в словах.
  2. Характеристикой средней степени фонетико-фонематического нарушения речи является слабая дифференциация звуков родного языка ребенка при нормальной работе его артикуляционного аппарата.
  3. Тяжелая степень речевой патологии определяется в случае, если ребенок не способен слышать и четко различать звуки. Он не может обнаружить определенный звук в заданном слове и допускает ошибки при разделении слов на части.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеют приобретенный или врожденный характер. Основными причинами являются:

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Киндер Велт» коллектив специалистов помогает подобным детям социализироваться, научиться грамотно читать и писать, а также подготовиться к школе.

Диагностика

Для успешной коррекции и устранения фонематических нарушений необходимо провести диагностику. Одним из основных методов, который позволяет выявить особенности патологии у ребенка, является логопедическое комплексное обследование, в которое входят следующие процедуры:

Результаты проведенной диагностики служат основой для разработки индивидуального коррекционно-развивающего плана. При проведении логопедических занятий основное внимание логопеды-дефектологи Центра «Киндер Велт» уделяют именно тем проблемам, которые были выявлены непосредственно на этапе диагностики.

Коррекция

Логопедическая работа с детьми, страдающими ФФНР, находит свое проявление в коррекционно-развивающих занятиях, наиболее эффективных при посещении речевой группы. Основные направления работы специалистов в данной области включают исправление звукопроизношения, обучение ребенка правильной артикуляции и речевому дыханию с помощью специальных упражнений.

Одновременно акцент делается на развитии фонематического слуха и восприятия, способности различать фонемы, а также на автоматизации дифференциации звуков. Профилактика возникновения ошибок в процессе освоения письма, расширение словарного запаса дошкольников, обучение чтению и основам письма, формирование словообразовательных навыков и умения логично конструировать предложения — все это тоже составляет важные компоненты речевой терапии.

В своей работе специалисты наших клиник «Киндер Велт» выбирают методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах, что позволяет детям взаимодействовать друг с другом. Кроме того, доступны красочные наглядные материалы, игровые методики, дидактические пособия и логомассаж. В случае необходимости применяются дополнительные методы активизации речевой моторики:

Раннее начало коррекционно-развивающей работы с фонетическими и фонематическими нарушениями считается наиболее успешным, ведь через регулярные занятия и домашнюю работу ребенок совершенствует свою артикуляцию и речевые навыки. Это способствует лучшему взаимопониманию с окружающими, повышает уверенность и самооценку малыша.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Запишитесь на консультацию через форму на сайте и получите 5% скидки!

Записаться на консультацию